V Фестиваль родительских инициатив
С целью создания условий для формирования активной гражданской позиции участников образовательных отношений, проявления их социальной активности, совершенствования деятельности органов коллегиального управления образовательным учреждением департаментом образования администрации города Липецка и Ассамблей родительской общественности города Липецка в рамках проекта «Изменим мир к лучшему!» городской воспитательной акции «Семья и город. Растем вместе!» (направление деятельности РДШ - «гражданская активность») проводится V Фестиваль родительских инициатив.
Основные задачи Фестиваля:
- привлечь внимание участников образовательных отношений к социально-значимым проблемам города, микрорайона, школы;
- повысить мотивацию родителей учащихся (воспитанников) к участию в образовательных отношениях, вовлечь их в процесс развития образовательной среды;
- создать условия для выявления и распространения в муниципальной образовательной системе передового опыта взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
- демонстрировать общественные и гражданские инициативы добровольческой деятельности в образовательных учреждениях.
Положение о V Фестивале родительских инициатив
Проект «Экологическая гостиная»
Цель проекта: создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у них элементарных представлений о природе и ее значении в жизни человека.
Сроки реализации проекта: октябрь 2018 г. - май 2019 г.
Количество родителей – участников проекта: 26 человек.
Информация об этапах реализации проекта «Экологическая гостиная»
I этап – организационный
В начале 2018-2019 учебного года родители воспитанников подготовительной логопедической группы вышли с инициативой создания в ДОУ «Экологической гостиной».
Задачи «Экологической гостиной»:
- создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка;
- познавательное воспитание ребенка, формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, развитие познавательного интереса у дошкольников;
- формирование экологически грамотного поведения: создание условий для регулярного ухода за растениями, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
Что такое «Экологическая гостиная»?
Экологическая гостиная - это специально оборудованное помещение внутри детского сада, разделенное на несколько тематических зон. Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть, и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Она настраивается на восприятие чего-то нового, таинственного, необычного.
II этап - содержательный
В период с ноября 2018 г. по май 2019 г. родители воспитанников занимались оформлением помещения для «Экологической гостиной» и приобретением необходимой мебели.
Так как оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту, были использованы только природные материалы, по возможности исключены экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).
Параллельно с оформлением помещения шла работа по наполнению «Экологической гостиной» материалами и оборудованием. К этой работе подключились и педагоги ДОУ, а также воспитанники разных возрастных групп и их родители, поэтому этот проект перерос в «общесадовский».
В нашей экологической комнате предусмотрены следующие развивающие зоны:
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее выделена часть комнаты у окон. Здесь размещены столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, «сухими» аквариумами и др. Предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы). В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты и др.
На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы.
В помещении выставлены различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы. Часть экологической комнаты отведена под визит-центр экологической тропинки.
Лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.
III этап – заключительный
Итогом проектной деятельности стало торжественное открытие «Экологической гостиной» в мае 2019 г., в котором приняли участие педагоги, воспитанники старшего возраста и их родители.
К открытию «Экологической гостиной» были приурочены различные мероприятия: экологический праздник «Посвящение в эколята», экологическая акция с участием родителей «Украсим планету цветами!», фотовыставка «Край родной, навек любимый…».
«Экологическая гостиная» стала хорошим дополнением развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей формированию экологической культуры воспитанников нашего детского сада.
Сценарий экологического праздника «Посвящение в эколята».
Фотоотчет